г. Тула, Московское ш., 2В, оф. 101
vptula@spetskar.ru
+7 4872 71‑00-05, +7 4872 75‑00-62

Распространенные причины поломок вилочных погрузчиков и как их избежать

Вилочный погрузчик – сложный механизм, эффективность использования и срок службы которого зачастую зависит не столько от производителя, сколько от грамотной эксплуатации и технического обслуживания. Разумеется, каждая поломка индивидуальна, и причин выхода из строя деталей и узлов погрузчика может быть великое множество, однако мы готовы поделиться опытом, который поможет увеличить среднюю наработку на отказ.
Сначала перечислим наиболее распространенные ошибки владельцев складской техники, которые неминуемо приводят к ее поломкам:

1. Несоблюдение периодичности и объема работ по техническому обслуживанию

Лучший способ избежать возникновения серьезных проблем – их предупреждение. Вилочный погрузчик требует регулярного осмотра, диагностики и замены расходных материалов. Так, перед каждой рабочей сменой погрузчика необходимо проведение ежедневного осмотра: протяжка стяжных болтов и ступичных гаек на колесах, слив отстоя из топливного фильтра, осмотр погрузчика на наличие подтеканий, проверка уровня рабочих жидкостей, натяжения ремня генератора/ вентилятора. Периодически (в зависимости от условий эксплуатации) требуется продувка сжатым воздухом элемента воздушного фильтра, очистка радиатора.
Через каждые 200 моточасов работы необходимо производить технический осмотр погрузчика, замену масла и масляного фильтра в ДВС, топливного, воздушного фильтров, смазывать шарнирные и другие трущиеся соединения, цепи подъемного устройства. Каждые 1200 моточасов требуется замена всех технических жидкостей и фильтрующих элементов.

2. Превышение допустимой грузоподъемности

При подъеме чрезмерно тяжелых грузов возможны поломки гидравлической системы, силовой установки ДВС, системы охлаждения.
Двигатель начинает работать с нагрузкой, превышающей максимально допустимую, в результате чего система охлаждения может не справиться со своей задачей. При перегреве ДВС происходит деформация головки блока цилиндра (ГБЦ) либо блока цилиндра (БЦ) двигателя. Это, в свою очередь, влечет за собой прогорание прокладки ГБЦ. Охлаждающая жидкость проникает в камеру сгорания и в масляный поддон, что вызывает сильнейшие повреждения ДВС.
Негативное воздействие испытывает на себе и гидравлика погрузчика, поскольку работа с максимальной нагрузкой приводит к износу деталей гидравлического насоса, а перегрев гидравлического масла к быстрому старению и выходу из строя сальников и манжет рабочих гидравлических органов (цилиндров).
Повышенная нагрузка на раму и подъемное устройство приводит к серьезным механическим поломкам и деформациям, порой не подлежащим восстановлению.

3. Использование некачественного топлива, наличие воды и посторонних частиц в топливе

По статистике это одна из самых распространенных причин поломки топливной системы. Поэтому необходимо тщательно следить за качеством заправляемого горючего, а также:

  • проверять топливный бак на наличие загрязнений, при необходимости проводить полный слив топлива и чистку бака;

  • использовать только чистую тару (канистры, бочки, газовые баллоны);

  • своевременно менять топливные фильтры и сливать отстой.

  • При резком колебании температуры воздуха держать топливный бак максимально полным во избежание образования конденсата

Особый контроль необходим в межсезонье (осенью и весной): поскольку эти периоды сопровождаются большими перепадами температур, в баке может образовываться конденсат. Конденсат может появляться также при работе погрузчика в смешанном температурном цикле, например, если в зимний период машина эксплуатируется и на отапливаемом складе, и на улице.

Попадание воды в топливную систему дизельного погрузчика может вызвать поломки топливного насоса высокого давления (потребуется замена плунжерной пары) и форсунок (выход из строя распылителей). В бензиновых погрузчиках это тоже может привести к поломке форсунок и распылителя инжекторов. Если погрузчик карбюраторный, то чаще всего достаточно перебрать карбюратор, просушить жиклеры и полностью заменить топливо. Правда, для этого нужен хороший специалист.

4. Загрязнение радиатора и воздушного фильтра

При работе в запыленных помещениях два этих узла засоряются грязью первыми, поэтому их необходимо периодически продувать. Очищать воздушный фильтр рекомендуется не реже одного раза в неделю, но не более шести раз между интервалами замен, радиатор же следует продувать еженедельно. Но, как показывает практика, и этого может быть недостаточно – все зависит от условий эксплуатации. Например, если погрузчик работает на предприятии целлюлозной промышленности, то радиатор необходимо не только продувать, но и ежедневно мыть аппаратом высокого давления, поскольку его соты забиваются очень быстро. Для помещений с высокой запыленностью (например, предприятий вторичной переработки металла, в воздухе которых присутствует металлическая пыль, или складов сельскохозяйственной продукции, загрязненных мелкими песчинками) недостаточно каждую смену продувать воздушный фильтр погрузчика – потребуются дополнительные приспособления для фильтрации заборного воздуха, например, циклонный фильтр или масляная ванна. В противном случае возможны проблемы с двигателем внутреннего сгорания.

5. Сложные условия эксплуатации

Промышленные площадки, где штабелируются продукция химической промышленности или строительные материалы, также требуют особой системы фильтрации, иначе под воздействием коррозионных факторов работающие на них погрузчики быстро выйдут из строя. Для работы в промышленных холодильниках используются специально подготовленные вилочные погрузчики, электронная система которых защищена от воздействия низких температур и влаги.
Особые условия эксплуатации необходимо учитывать еще на этапе выбора складской техники, чтобы не столкнуться с проблемой частых поломок в дальнейшем.

6. Неправильное обслуживание аккумуляторных батарей

Аккумуляторная батарея (АКБ) является одним из самых основных и дорогостоящих узлов вилочного электропогрузчика. Ее неправильная эксплуатация может вызвать резкое снижение эффективности работы машины. Поэтому владельцам техники следует уделять особое внимание соблюдению порядка зарядки и хранения АКБ на предприятии:

  • не допускать перезарядки или недозарядки АКБ (следует заряжать ее только до 100%);

  • не допускать полной разрядки АКБ (если уровень заряда ниже 20%, необходимо подключить зарядное устройство);

  • следить за уровнем электролита, заряжать АКБ не чаще одного раза в сутки.

Парадоксально, но факт: несмотря на важность грамотного технического подхода, самой распространенной причиной поломок складской техники все же является «человеческий фактор». Если техника не закреплена за определенным водителем, она нередко используется бесконтрольно и с нарушением правил. В результате при выявлении каких-либо неисправностей оператор не мотивирован сообщать об этом сменщику или ответственному лицу (механику). Это ведет к несвоевременному обращению в обслуживающую организацию и увеличению стоимости ремонтных работ.

Изменить ситуацию в данном случае можно лишь административными мерами – путем найма на работу грамотного механика и создания системы его мотивации с привязкой ее к количеству работающих машин при выделенном на ремонт бюджете. Либо путем увеличения бюджета на содержание штата водителей погрузчиков и разработки системы их материальной ответственности.

Многие руководители ошибочно полагают, что содержание и ремонт вилочного погрузчика собственными силами позволяет значительно сэкономить бюджет. На практике же оказывается, что технические работы, проведенные людьми, не имеющими должной квалификации, приводят к еще более плачевным последствиям, нежели отсутствие любого вмешательства. Лучше всего найти квалифицированную обслуживающую организацию, что, кстати, тоже не так просто.

Кроме того, распространена ситуация, когда в погоне за экономией используют более дешевые расходные материалы – масла, смазки и др. На первый взгляд, снижение затрат по этой статье приводит к существенному сокращению общего бюджета на обслуживание. Однако в перспективе это оборачивается ухудшением состояния погрузчика – учащаются поломки всех узлов рулевого моста, происходит преждевременный износ роликов мачты, вкладышей навесного оборудования, поломки ДВС и АКПП. В итоге резко увеличиваются расходы на ремонт и потери от непредвиденного простоя техники.

Работая с рекомендованными производителем расходными материалами, осуществляя профилактические сервисные процедуры, сотрудничая с квалифицированными специалистами и следуя инструкции по эксплуатации, вы сможете избежать внезапных поломок вилочного погрузчика.