Уже многие годы японские вилочные погрузчики являются самыми популярными на Российском рынке. Техника японских производителей проигрывает европейской в количестве внедренной электроники и других нововведений, при этом цена японских погрузчиков ниже европейских. С середины 1960-х годов началось взаимодействие трех стран в области производства погрузчиков. Это страны Азии, Европы и США. Подавляющее большинство азиатских погрузчиков, продаваемых в Европе, были произведены в Японии. Появление этих погрузчиков на территории Европы стало возможным, благодаря низким ценам азиатской техники. Но по качеству погрузчики из Азии уступали американским и европейским по своему качеству. Кроме того, японские изготовители в течении полугода обкатывали новые модели на внутреннем рынке перед продажей. Таким образом выявлялись и исправлялись ранние «болячки» техники и лишь потом отправлялась в Европу. В настоящее время такая практика прекратилась. В конце 1960-х
годов азиатские производители стали предлагать на рынки Европы больше вариантов погрузчиков серийного исполнения за более низкую стоимость, чем у европейцев.
В 1980-е годы европейские производители начали контрнаступление, в следствии чего Япония уменьшила поставку погрузчиков. Все происходящее вызвало недовольство европейских импортеров, которое вскоре благополучно разрешилось. Toyota стала первой фирмой, которая, преодолев квоту на ввоз, открыла собственное производство в Европе (Ansenis, Франция). В последствии так же поступили и другие японские компании: ТCМ (Brugge, Бельгия), Mitsubishi (Almere, Нидерланды), Komatsu (Pamplona, Испания) и Komatsu (сначала в Leihton Buzzard, Великобритания, затем – в Ваri, Италия). С этого времени Япония начинает крупные поставки подержанного оборудования в Европу, ведущая роль в этом процессе принадлежит бельгийскому концерну Теrmote & Vanhalst (TVH).
Подобная ситуация наблюдалась и в США. В 1960-е годы экспорт вилочных погрузчиков в Америку из Азии вырос в несколько раз. В тот момент, когда США взяли под контроль импорт погрузчиков, Япония применила ранее применяемую успешную схему. В скором времени собственное производство в США создали фирмы Nissan (Marengo, шт. Иллинойс), Тоуоtа (Columbus Plant, шт. Индиана) и Коmatsu (La Mirada, Лос-Анджелес). На пике азиатского импортного бума разразился нефтяной кризис. Ситуация ухудшалась из-за понимания необходимости защиты окружающей среды и цены на недвижимость, которые в начале 1990-х годов сильно выросли из-за недостатка производственных площадей. В это время европейские и американские производители практически не пытались завоевать азиатский рынок. Такая ситуация объясняется культурными различиями, недоступности рынка Азии и особенностями менталитета и привычек местных предпринимателей. Азиатские собственники списывают свои погрузчики через три года, а затем закупают новое оборудование, поэтому западные погрузчики были для
них слишком долговечными и слишком дорогими. В свою очередь, западные владельцы погрузчиков эксплуатируют технику до тех пор, пока она не придет в негодность. Так же существует важное отличие в особенности предпочитаемой техники. Так, Азии привыкли использовать погрузчики с ручным переключением передач, а в Европе и Америке применяют автоматические коробки передач. 26 января 2006 г. Министерство торговли США отменило, наконец, антидемпинговый закон, направленный против японских погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания грузоподъемностью (г/п) от 2000 lbs (907 кг) до 15 000 lbs (6803 кг) и принятый более 15 лет назад, а именно 7 июня 1988 г. Документ распространялся на «собранные; не собранные, но меньше чем наполовину законченные и незаконченные погрузчики, управляемые оператором, с ДВС (бензин, пропан или дизельное топливо), используемые на фабриках, складах или терминалах для транспортировки, в том числе на короткие расстояния, буксировки или погрузочных операций с изделиями». В соответствии с этим законом продажная цена таких изделий повышалась на 13,65…56,81% для избранного круга компаний и на 39,45% – для остальных.
В 2000-ом году Министерство торговли издало продолжение закона. После того как было предпринято вынесение окончательного заключения по закону, 1 марта 2005 г. министерство пришло к выводу, что его аннулирование приведет к длительному и возвращающемуся демпингу. Об этом была уведомлена Международная Торговая Комиссия (ITC), причем для экспортеров были определены следующие наценки: Toyota Motor Corp. (47,79%), Nissan Motor (51,33%), Komatsu Forklift Co., Ltd. (47,50%), Sumitomo-Yale Co., Ltd. (51,33%) и т. д., рассчитанные исходя из различий в ценах на погрузчики, проданных на «собственных рынках», по сравнению с проданными в США. Те погрузчики, которые были произведены на 3 года ранее поставки в США стали называться «бывшими в употреблении» и не подпадали под действие закона.
Однако, 26 января 2006 г. в уведомлении Федерального Регистра Международная Торговая Комиссия (ITC) решила, что отмена закона не сможет причинить материальный ущерб американской промышленности в пределах разумно обозримого периода времени.
В соответствии с американским законодательством подобные документы пересматривают каждые пять лет для того, чтобы оценивать влияние на экономику страны. Международная Торговая Администрация Министерства торговли изучает, если есть свидетельства, подтверждающие факты демпинга и вероятность демпинга в будущем, тогда как ITC в свою очередь определяет, наносит ли это ущерб американской промышленности.
Далее в таблице приведена динамика объемов продаж японских производителей в сфере напольного транспорта (данные приведены по всем видам напольного транспорта и всем маркам, производимым как внутри страны, так и за ее пределами):
Объем продаж по годам, млн. евро | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Компания (марка) | 2000/2001 | 2001/2002 | 2002/2003 | 2003/2004 | 2004/2005 | Численность сотрудников, занятых в сфере напольного транспорта в 2004/2005 г. |
Nippon Yusoki (Nichiyu) | 391 | 348 | 327 | 315 | 316 | 1532 |
TCM Corp. | 636 | 713 | 253 | 286 | 326 | 644 |
Кomatsu Forklift | 979 | 779 | 742 | 783 | 785 | 3080 |
Тoyota Industruies Corp. (Cesab, BT, Raymond) | 1948 | 2982 | 2927 | 3468 | 3619 | 14161 |
Nissan Motor Co. | 863 | 640 | 583 | 594 | 593 | н. д. |
Mitsubishi Heavy Industries (Mitsubishi, Caterpillar) | 1055 | 1013 | 906 | 951 | 1006 | 2464 |
Shinko Electric Co. | 36 | 33 | 32 | 39 | 14 | н. д. |
*Отчетный год с 1.07 по 31.06.
В наши дни в Японии имеется семь крупных японских изготовителей вилочных погрузчиков – Nippon Yusoki, ТСМ, Кomatsu Forklift, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Sumitomo Nacco Materials Handling.